В данной теме предлагаю поговорить о штампах, о том, чем отличается боевое оружие от киношного, если кому есть что вспомнить - вспомнить о своем личном опыте обращения с оружием.
Мечи (реже сабли и шашки) занимают в ряду оружейных киноштампов почетное и безусловное первое место, поскольку к реалиям боя имеют весьма слабое отношение.
Первое – они ОГРОМНЫ. Не во всех, конечно, фильмах, но в большинстве мечи выглядят такими исполинскими, что управляться ими под силу разве что Терминаторам, а не живым людям. Это ж какие надо иметь руки и кисти, чтобы ворочать ТАКИМ тяжелым предметом. Ссылки над «старые времена» («Да, были люди в наше время, Когда весенний первый гром. Не то, что нынешнее племя, В тумане моря голубом!») не принимаю: сходите в музей (Оружейная палата, например) и сравните – даже визуально – насколько МАЛЫ РЕАЛЬНЫЕ мечи по сравнению с киношными. Поэтому и машут голливудские «звезды» закрашенными «под сталь» плексигласовыми «штуками», называемые мечами (по недоразумению).
Второе – мечи РАЗУКРАШЕНЫ. Да, да, как ни глупо это звучит, но «киноштампные» мечи СЛИШКОМ прихотливо и СЛИШКОМ богато украшены. Конечно, если меч выполняет некую ритуальную функцию (на манер «шапки Мономаха»), то тут рубинов и сапфиров для рукояти и червления и чеканки для лезвия можно не жалеть. Но в фильмах-то такими «изукрашенными» мечами сплошь и рядом «по-черному» РУБЯТСЯ. А это… бред, вообще-то. А ну как во время смачного удара отлетит какой-нибудь брюлик с рукоятки, где это потом искать на поле сра…, ой, на поле брани?
И кроме этого, РЕАЛЬНЫЕ мечи ВСЕГДА стараются сделать как можно более легкими. Логика элементарная: чем легче твое оружие при прочих равных условиях, тем дольше ты сможешь махать им перед носом врага. А навешай на него всякой (пусть и очень драгоценной мишуры) он станет хоть чуть-чуть, но ТЯЖЕЛЕЕ. Пусть на десятки (или сотни?) граммов, но ТЯЖЕЛЕЕ. А это очень плохо – устанешь быстрее, нет?
Третье – мечи НЕСОКРУШИМЫ. Особенно у «хороших». Нет, меч главного злодея, естественно, будет перерублен мечом главного «положительного», это даже не обсуждается. Но то, что представляет собой ЛЕЗВИЕ меча «хорошего» – это УНИКУМ. ВСЕ рубится, режется, кромсается, и хоть бы одна подлючая зазубрина появилась! Фигушки! В реальности во время «сабельного боя» оружие затуплялось ОЧЕНЬ БЫСТРО, поэтому воины практически всегда таскали с собой запасное оружие (булаву или топор).
Щит… Этому виду снаряжения очень не повезло. Непонятно, но в киноштампах он занимает более чем скромное место. И не украшают его, и размерами он не блещет, и вообще – на нем ПОЧТИ НИКОГДА не заостряют внимания реквизиторы и художники-постановщики фильма. Единственный штамп, который удостоили сей предметы защиты – ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ разлететься на кусочки после первого же серьезного удара меча. Бах – и вдребезги. И что характерно – рука, которая должна была от ТАКОГО удара (даже щит не выдержал!) мечом висеть перебитой плетью, ВСЕГДА жива-здорова.
Копьё. Данному оружию повезло чуть больше. Завораживающее ум за разум словосочетание «Копье Судьбы» привлекло-таки внимание голливудских «оружейников», и они добросовестно перенесли на сей предмет практически все штампы, связанные с мечами. «Копье Судьбы», которым по преданию римский сотник Лонгин ткнул уже мертвого Назаретянина в правое подреберье, чаще всего выглядит в фильмах как жезл волшебника Мерлина, а не как реальное орудие убийства, принадлежащее римскому солдату 30-х годов начала тысячелетия. Ну а «простые» копья тоже хороши: как далеко бы их не кидали, они ПРОБЬЮТ НАВЫЛЕТ все что угодно. Или всех, кого угодно. Последнее смотрится особенно смачно – на дохлую заостренную палочку, называемую копьем и брошенную из-за линии горизонта главным героем, нанизываются (как таранька на веревочку) с пяток «рядовых» злодеев.
Все киноштампы, связанные с использованием стрел, должны в «ножки поклониться» (как прародителю) известному персонажу мировой литературы – благородному рыцарю Робину Локсли по прозвищу Робин Гуд. Тут и попадание одной стрелы в э-э-э-э… «попку» другой, уже воткнутой в мишень, и расщепление подброшенной в воздух стрелы, и «стреляние» с простого деревянного лука пятью (с обязательным попаданием!) стрелами сразу, и… впрочем, посмотрите различные версии «Робина Гуда» и Вам все станет ясно. Ясно – что к реальности не имеет это никакого отношения. Красиво (один «эльф» Орландо Блум с его трюками чего стоит!)– но не более.
В батальных сценах убивает (в прямом и переносном смыслах) МОЩЬ стрел. Выстреливают их даже не из арбалетов и шут знает, откуда, но летят они так НЕУКРОТИМО, что легко протыкают несчастных воинов, причем неважно – в латах те или нет.
Ну и парочку слов о «шокирующей Азии». Действительно, такой шок испытываешь, когда в КАЖДОМ, подчеркиваю – в КАЖДОМ боевике а-ля «кунг-фу» герои ловят в узкие желтые азиатские ладошки стрелы, пущенные в них метров с пяти. Цап-царап – и стрела схвачена «поперек туловища»!
Особняком стоит группа холодного оружия «топорообразной» и «дубинообразной» формы – собственно боевые и не очень топоры, дубинки, палицы, секиры, бердыши и т.п. Здесь, несмотря на кажущийся безграничным простор для фантазии, все на редкость ЗАШТАМПОВАНО. ОБЯЗАТЕЛЬНЫ вычурные рукоятки в стиле «фэнтази» и гнутая-перегнутая сталь БОГАТО УКРАШЕННЫХ лезвий. Хотя данный вид холодного оружия ВСЕГДА был оружием БЕДНЫХ воинов (ну нет у них денег на кованные мечи!). Он по определению должен быть простым как грабли и неказистым как лопата. Про НЕОПИСУЕМУЮ легкость НЕВЕРОЯТНО тяжелых топоров и дубин в руках героев даже говорить не хочется.
Да, чуть не забыл упомянуть, что вооруженные подобными «секиродубинами» герои убивают всех РЫЧА. Это те, кто с мечом, рубят тихо и аккуратно, а «дубиноносец» лупит по башке своим жутким орудием с эдаким ревом, выкатив глаза и брызгая слюной.
В общем статейка правильная. От себя могу добавить (как от участника ролевых игр с вооружением максимально соответствующем действительности) - даже если просто по руке или ноге тупым мечом не расчитав сил - это очень больно. Сразу развенчиваю миф о храбром воэне который получив пару серьезных ран продолжает остервенело воэвать и о чудо! побеждает. Болевой шок, друззя, никто не отменял)
Не секрет что самурайский меч является грозным оружием, многие века державший в страхе противников Японии. В чём причина? Их наверняка много, но часть из них сможет помочь осознать данные видео.
Традиции фехтования Востока и Запада. Мифы и реальность
Несмотря на то что европейское фехтование давно вошло в состав олимпийских видов спорта, его боевой предок до сих пор остается малоизвестным. На этом фоне уже успела возникнуть масса мифов. И одним из них является сказка о тотальном превосходстве восточных, а именно японских, школ над европейскими. Что ж, попытаемся, наконец, разобраться в этом вопросе и отделить зерна от плевел, а реальность от Голливуда.
Искусство или ремесло
Миф
Японское фехтование - утонченное искусство. Все движения выверены и пронизаны гармонией. Это делает его не только боевым искусством, но и высокоэстетичным методом самосовершенствования. В Европе же фехтование грубое и силовое. Все, что требовалось от бойца - выносливость и физическая сила.
На самом деле
Это, пожалуй, один из самых распространенных мифов. Даже некоторые специалисты умудрились в него вляпаться. Виной тому элементарное историческое несоответствие рассматриваемых эпох: как правило, берут европейские системы излета Средних веков и сравнивают с японским фехтованием эпохи Эдо. Дело в том, что развитие японской системы владения мечом можно в принципе разделить на два главных периода. Первый знаменит непрекращающимися войнами. В это время самураи использовали довольно массивные и длинные мечи - тати. Да к тому же облачаясь в полный, и тоже не легкий, доспех. Техника применения тати была довольно скудной и в принципе мало отличалась от средневековой европейской рубки мечом. Никаких сложных техник, все просто и надежно.
А вот с наступлением эпохи Эдо (1603-1868 гг.) ситуация меняется. Вместо тати самураи вооружаются катанами. Более легкими и короткими. К тому же тяжелые боевые доспехи отправляются в фамильные сокровищницы. Реальностью поединков на мечах становятся стычки на больших дорогах и в тесноте темных переулков. То есть фехтование превращается из армейского в гражданское. Техника становится действительно утонченной, огромную важность приобретают методы перемещения, хорошее чувство дистанции и времени. Точность и скорость заменяют силу и натиск.
Интересно, что примерно в это же время то же самое происходит и в Европе. На смену тяжелому "армейскому" мечу приходит гражданская рапира. А вместе с ней появляются весьма утонченные, а порой даже мудреные школы фехтования. Например, испанская "Дестреза". Правда, в основе здесь лежало не малопонятное восточное чувство гармонии, а точные науки - в основном геометрия.
Технический прогресс
Миф
Японский меч - настоящее произведение оружейного искусства. Его куют, полируют и оформляют годами. В результате получается изящный инструмент, способный рассекать сталь и сохранять бритвенную заточку лезвия. Европейские же образцы - низкого качества, технология их проста, как табуретка.
На самом деле
А этот миф - типичное порождение голливудских боевиков. Дело в том, что технология стальных пакетов (когда сердцевина из мягкого железа обкладывается высокоуглеродной сталью), используемая при изготовлении тати и катаны, была известна в Европе еще во времена так называемой Вендельской культуры - в VI-VIII вв. Уже тогда кузнецы изготавливали подобные мечи. Эта технология не обладает магическими свойствами, она лишь позволяет соединить в одном изделии два противоречивых свойства - упругость и вязкость конструкции в целом и твердость лезвия, способного долго держать заточку.
Впоследствии от этого метода отказались, так как уровень металлургии позволил ковать сталь, полностью удовлетворяющую потребностям бойцов, и при этом однородную. Да и знаменитый "японский дамаск", получаемый путем многочисленной сварки и проковки слоев, для Европы не был диковинкой. Он приходил с Ближнего Востока и изготавливался на месте. Мало того, из него даже делали ружейные стволы. Вообще, уровень европейского кузнечного дела был на голову выше японского. Причина проста: в Европе не было руд такой чистоты и качества, как в Стране восходящего солнца, и именно поэтому выход нужно было искать в совершенствовании технологий.
Самый смертоносный
Миф
Японское фехтование по-настоящему эффективно. Европейское искусство обращения с длинным клинком годилось только для дуэлей.
На самом деле
Глядя на современное олимпийское фехтование, можно поверить в вышеописанное утверждение. Но на самом деле настоящие европейские системы ничуть не уступали восточным. Тяжелая рапира и изящная придворная шпага предназначались в первую очередь для ведения боя на смерть. Правила дуэлей, несмотря на сложившееся сегодня мнение, вообще были понятием относительным. А умирать никто не хотел. Поэтому европейское фехтование было сугубо утилитарным и эффективным.
Кроме действия клинком оно включало в свой арсенал и приемы с использованием плаща, и элементы рукопашного боя. К тому же европейский дворянин не ограничивал свои умения лишь одним длинным клинком, в школах тех лет обучали действию двумя рапирами, владению кинжалом, двуручным мечом, копьем, алебардой и пр.
Национальная традиция
Миф
У японцев сложилась настоящая традиция обучения фехтованию - многочисленные школы и рукописные трактаты. Самураям удалось пронести эту традицию неизменной сквозь века. Европейцы же обучались стихийно и хаотично, технику никак не кодифицировали, и сегодня никто толком и не знает, как выглядело раньше их фехтование.
На самом деле
Непонятно, откуда возник этот миф, ведь для того чтобы его развеять, достаточно внимательно изучить историю. В Европе еще со времен Средневековья существовала масса обучающих центров. Причем, в отличие от Японии, здесь функционировал специфический институт - фехтовальные братства. Это были профессиональные объединения фехтовальщиков, имевшие массу филиалов, персонал опытных инструкторов и особую систему экзаменов.
Из фехтовальных трактатов Японии до нас дошли… Ну, помнит кто-нибудь? "Книга пяти колец" Миямото Мусаси и "Синкаге-рю Хейхо Мокуроку" Ягю Муненори. Первая представляет собой сочинение о стратегии и общих принципах. Конкретики там очень мало, и восстановить технику по ней просто невозможно. Второй трактат - довольно тоненькая книжечка с очень невнятными и схематичными рисунками. А вот европейских фехтовальных мануалов до нас дошло больше сотни. И в большинстве своем это толстые фолианты, снабженные отличными гравюрами и отпечатанные в типографиях (да, в те времена в Европе они уже были) немалыми тиражами.
Второе – мечи РАЗУКРАШЕНЫ. Да, да, как ни глупо это звучит, но «киноштампные» мечи СЛИШКОМ прихотливо и СЛИШКОМ богато украшены.
Таковые имели место быть, и, более того, многие из них сохранились. А сохранились потому, что это оружие берегли. Для реальных войн использовали более простую и надёжную "продукцию" серийного производства.
Quote (christof)
И что характерно – рука, которая должна была от ТАКОГО удара (даже щит не выдержал!) мечом висеть перебитой плетью, ВСЕГДА жива-здорова.
Лично проверял в детстве (правда, на пластмассовых изделиях). Если со всей дури стукнуть по щиту, рука болит долго.
Quote (christof)
Хотя данный вид холодного оружия ВСЕГДА был оружием БЕДНЫХ воинов
А вот тут поспорю. Использовать топоры не гнушались и благородные рыцари, ценя их за надёжность и убойную силу. Выковать топор нетрудно, а сломать тяжело. А против топора доспехи помогали слабо, ибо тяжелая секира легко крушила ребра сквозь кожаный панцирь, кольчугу или бехтерец. Гибкая броня не защищала даже от тупого топора. Да и жесткая — не всегда спасала. Удар секиры по шлему часто ломал шею противника.
А что касается кино... Как известно, ни один уважающий себя дворф не отправится в странствия без топора. Но Вот что пишут по этому поводу знатоки жанра:
Не секрет, что рост и сила дают в рукопашной схватке преимущество. Но в зависимости от того, какое оружие используется, преимущество это может быть большим или малым. Вот, например, в бою на копьях сила и длина рук значения почти не имели. В бою на мечах сила играла далеко не последнюю роль, но значительно более важным был опыт. В бою на топорах сила и рост имели решающее значение. Топором, в принципе, можно наносить удары вперед. Но такие уколы выйдут медленными и неуклюжими. Даже удерживать топор перед собой неудобно. Зато удары топора сверху очень опасны. Двигаясь вниз, топор будет ускоряться силой тяжести и приобретет дополнительную энергию. Удар боевой секиры весом 3-4 кг никак не отбить и не отвести. Не спасут ни щит, ни доспехи. Такой удар неотразим — от него можно только уклониться. Но, естественно, для того, чтобы размахивать тяжелой секирой, требовалась большая сила. Не менее важен был и рост, так как энергия удара напрямую зависела от высоты “падения” топора. Поэтому топор оказался бы более подходящим оружием не для коротышек гномов, а для рослых нольдоров. Даже при равной силе высокий воин наносил бы топором более опасные удары. (Игорь Край)
А вот тут поспорю. Использовать топоры не гнушались и благородные рыцари,
Между "всегда был оружием бедных воинов" и "не гнушались использовать и рыцари" - как бы есть очевидная разница, и спорить тут не о чем. Меч всегда было оружие не простое - это была привилегия либо самых родовитых либо самых удачливых. Так или иначе - простой пех редко им владел, особенно хорошим мечом, а не какой то одноразовой железякой чем то на меч похожей. Что до топоров - да, рыцари именно не гнушались. Меч мог сломаться, его могли выбить из руки, и тогда необходимо было второе, запасное оружие. Чаще всего это была или разновидность боевого топора, или разновидность булавы. К тому же бывали случаи, когда второе оружие могло быть или эффективнее в конкретной ситуации, или как воспомогательное. Так например, широкое хождение имели узкие стилеты, благодаря которым легче было найти узкую щель в броне. Скажем, что б быстрее добить. Клевец - вообще вещь удивительная. Его удар не держала никакая броня.